В моей семье книг было много. Не слишком много, но достаточно. Покупали издания хорошие, но не подписные- "блата" на подписку в нашей семье не было. За подписными изданиями не просто выстраивалась очередь, а велась запись надолго вперед. Меня восхищали всегда интеллигентные люди, для которых потребность обрести книгу была больше, чем хлеб насущный. Приятно было заходить в дом к таким людям и разглядывать на полках стройные ряды в одинаковых обложках с оставленным местом для еще не напечатанных томов. Теперь, когда я вижу очередь за билетами в театр или на балет, я понимаю, что это те самые люди, которые дорожат искусством и отдадут последнюю копейку за билет, а не за водку. Иногда книги выменивали у старьевщиков на старые вещи. Они приезжали на конных повозках, как цыгане, и книги были свалены среди тряпья. Удавалось найти довольно редкие произведения. Я еще в младших классах завела тетрадку с алфавитом и переписала туда названия всех наших книг. Получился очень приличный каталог домашней библиотеки. Я еще долго им пользовалась, но уже не пополняла. Однажды у нас даже появился штамп-экслибрис, правда универсальный, но я пожалела книги и никуда его не ставила.
В детстве кругом висели лозунги-растяжки: "Книга- лучший подарок". Их дарили в пионерлагерях, в школах, на дни рождения. Это был такой символический подарок, когда подарить не знаешь что. Типа как в анекдоте:"Давайте подарим ему книгу- Нее, книга у него уже есть!" Но для меня это было более значимо, что ли. Однажды на Новый год папа подарил маме О.Генри "Мартин Иден". Мне было лет 6, прошло тыща лет, а я помню обложку, саму книгу и этот момент. Мама не просто не обрадовалась- она так и не прочитала ее, мне было очень стыдно за маму, за то, что у них с папой такие разные ценности..
У меня ценности воспитали вполне советские. Не знаю, как я поступила бы, если б мое детство состоялось после 90-х, но в 1985 году во время поездки в Германию в город-побратим, мизерную сумму в 20 дойчмарок я потратила на две книги Ю.Бондарева для себя и коробку шоколадных конфет для мамы. Сейчас кажется невероятно глупым везти из ГДР книги, напечатанные в СССР, но тогда для меня это было самое ценное. Более предприимчивые одноклассники мои из той же поездки привезли кубик Рубика, жевачки и кроссовки.
Но все изменилось, надеюсь, к лучшему. И после того, как я несколько недель ходила возле букиниста облизываясь на собрание сочинений Голсуорси, ожидая зарплаты, я наконец бросила вздыхать и скачала многотомник на свой покетбук. Чем очень счастлива.
Journal information